Чем чаще вы следите за своими конкурентами, тем больше у вас возможностей для развития бизнеса и понимания, что творится на рынке.
Начинаем всегда с довольно банальных вещей:
- определяем список конкурентов,
- разделяем их на локальных и глобальных,
- снимаем данные с сервисов аналитики сайтов.
Что важно понимать?
Оффлайн и онлайн конкуренты — это совершенно разные вещи. И в большинстве случаев клиенты говорят именно об оффлайн-конкурентах, совсем не принимая всерьез онлайн-конкурентов. Да, такие компании могут иметь узкий ассортимент, занимать другой сегмент рынка, но при этом быть вашими реальными конкурентами в интернете, потому что их сайт выше в поисковой выдаче, чем ваш.
Например, вы продаете диваны. И есть другая компания ― она также продает диваны, а еще столы, стулья и прочую мебель. Это, вроде бы, ваш конкурент, но не совсем. Потому что вы «узкие» — у вас только диваны. А ваши конкуренты могут занимать лучшие позиции просто из-за своей величины и объемов продаж. Поэтому в первую очередь ориентируйтесь на конкурентов с максимально схожей товарной матрицей.
Анализ рынка. Обзор сервисов
Сервисы, о которых пойдет речь, используют различные алгоритмы и не дают 100% информации. Поэтому важно использовать сразу несколько сервисов, получать информацию «в среднем по больнице» и анализировать ее.
Сначала мы подбираем конкурентов, базируясь на своем опыте. На этом этапе вы можете составить список конкурентов. Выберем домены конкурентов, которые вас обгоняют в поиске, а также тех, кого считаете конкурентам в оффлайн. Далее берем 5-10 коммерческих фраз по которым прежде всего вы хотите быть лидерами в ТОПе, вбиваем их в поисковик и смотрим на выдачу. Если какой-то сайт встретился нам 2-3 раза — это ваш конкурент. Записываем его и смотрим, какие у него показатели. Далее, обратившись к сервисам, вы сможете расширить этот список.
Spywords
Сервис поможет проанализировать ваших конкурентов как в органической выдаче, так и в контекстной рекламе. Он отлично визуализирует данные.
Что показывает:
- запросы, по которым продвигаются конкуренты;
- контекстные объявления и их позиции в коммерческой выдаче;
- посещаемость и затраченный на привлечение трафика бюджет;
- позиции в поисковой выдаче по разным запросам;
- динамику позиций в поисковиках.

Serpstat

Старейшая интернет-маркетинговая платформа. Показывает большое количество данных по сайтам конкурентов, трафик и стоимость его привлечения. Можно построить историю изменений — график, на котором видно, как менялся трафик конкурента за определенный промежуток времени. Эти данные позволят понять, развивается сайт или наоборот идет на спад.
Что показывает:
- оценивает веб-ресурсы по многим параметрам: видимость, трафик, ключевые фразы, наличие поддоменов, история изменения в органике;
- отслеживает позиции конкурента в органической и коммерческой выдачах;
- показывает ключевые фразы, по которым они продвигаются;
- анализирует посещаемость и бюджет, вложенный в привлечение трафика;
- показывает, кто занимает лидирующие позиции в нише.
Semrush
Знаменитый международный сервис. Предоставляет всю необходимую информацию: посещаемость, трафик, стоимость рекламы (контекстная, медийная). У него есть значительный минус для российского рынка — он не работает с Яндексом. Но 99% компаний присутствуют в Google, и за него тоже стоит воевать: там тоже есть трафик и клиенты.
Что умеет:
- искать сайты конкурентов в поисковой выдаче и показывать их позиции;
- анализировать их приблизительный трафик;
- проводить анализ рекламных кампаний в системе Google Adwords;
- показывать динамику позиций в выдаче.
Similarweb
Удобный сервис с визуализацией данных. В отличие от всех остальных, он делает отличную вещь — помогает понять, откуда приходят клиенты на сайт конкурента. Благодаря этим данным вы сможете сформировать свою дальнейшую стратегию продвижения и понять, в какие каналы вам стоит вкладываться, чтобы вырасти.
Что показывает:
- основные данные по веб-ресурсу: посещаемость за последний месяц и динамику трафика за последние 6 месяцев;
- самые посещаемые сайты в нише;
- ключевые запросы;
- самые посещаемые страницы.
И еще немного сервисов…
АДВСЁ — подходит, в основном, для анализа коммерческой выдачи, но и для органики тоже можно использовать.
Content Guru — интересный инструмент для анализа контента на сайтах конкурентов. Он помогает найти темы для статей, собрать ключевые слова, поставить задачи авторам и сразу проверить готовый текст на соответствие техзаданию (процент уникальности, шкала по инфостилю).
Advodka — выдает аналитику в структурированном виде. Показывает сразу обобщенную данные по нужному ключевому слову, его коммерческую и органическую выдачу, а также различные вариации поисковой фразы.
Какие каналы выбрать. Обзор плюсов и минусов
Когда вы определили своих конкурентов, их каналы привлечения заявок и способы продвижения в интернете в целом, скорее всего, вы столкнетесь с ситуацией, что конкуренты используют все каналы продвижения. Но что же выбрать из этого огромного изобилия инструментов конкретно вам? Бюджет, как известно, не резиновый, и информации о реальной эффективности каждого канала у конкурентов неизвестно. Возможно, они просто тратят деньги, но не получают результата. Контекстная реклама, SEO, таргет в соцсетях? Что подойдет в этом конкретном случае лучше всего? С чего начать и на что лучше сделать упор?
Контекстная реклама
Это отличный инструмент для продвижения товаров и услуг в интернете. Что самое важное при использовании этого инструмента ― вы вкладываете деньги и получаете результат в этот же месяц. Не забывайте, что неделю-две надо заложить на тестирование алгоритмов самого Директа. Но в любом случае, прибыль вы получите уже в течение месяца, если качественно настроите рекламные кампании.
Плюсы:
- быстрый старт;
- результат сразу;
- точное попадание в целевую аудиторию;
- возможность настройки таргетинга;
- механизмы ретаргетинга / ремаркетинга.
Минусы:
- результат есть, пока есть деньги;
- высокая конкуренция;
- прибыль не всегда покрывает расходы.
Ретаргетинг / Ремаркетинг
Этот канал работает, когда работает контекстная реклама. В итоге вы получаете наиболее лояльных посетителей на свой сайт по минимальной цене.
Что же такое ретаргетинг / ремаркетинг? Это специальная технология, которая позволяет зафиксировать данные о человеке, который зашел на ваш сайт, совершил какое-то действие (например, положил в корзину товар) и почему-то после этого ушел с сайта, не оформив заказ.
Соответственно, ретаргетинг / ремаркетинг позволяет настроить так называемую «догонялку». Человек ушел, а ему будет показана на других сайтах реклама товара, который он смотрел. Можно довольно гибко настраивать эту технологию. Например, давать скидку, тем самым привлекая клиента обратно к себе на сайт.
Плюсы:
- не требует больших вложений;
- высокая эффективность.
Минусы:
- может раздражать пользователей.
SEO
Коммерческая выгода из органической выдача была, есть и будет, хотя очень многие и говорят о смерти SEO. И если в контекстной рекламе вы получаете результат только пока вкладываете деньги, то в SEO результаты сохраняются, даже если вы прекращаете вкладывать деньги.
Однако сейчас поисковые системы делают всё для того, чтобы было как можно больше контекстной рекламы и как можно сложнее продвигаться в органической выдаче. Главный посыл SEO — это сложно, SEO — это непонятно и якобы дорого.
Но контекстная реклама тоже имеет много тонкостей при настройке. Вроде бы простая система получения заявок ― на самом деле, огромный аукцион, где наибольшую выгоду получает компания с лучшими настройками и прочими параметрами, которые влияют и на стоимость клика, и на позицию рекламы.
Если считать вложения за год по контекстной рекламе и по SEO, то стоимость одного визита с SEO значительно меньше, чем с контекстной рекламы. Но SEO — это работа на перспективу, т.е. это вложение в будущее. Это очень тяжело для бизнеса (особенно, если это молодой бизнес) — вкладывать деньги и не получать в этот же месяц отдачи. Но такова специфика инструмента.
Плюсы:
- результат сохраняется на долгое время;
- низкая стоимость продвижения в расчете на один визит;
- сайт развивается с точки зрения юзабилити;
- дает стабильный поток клиентов.
Минусы:
- нестабильность выдачи;
- новые алгоритмы;
- накопительный эффект— результат виден не сразу;
- ограничение по регионам продвижения.
SMM
Все очень любят этот канал из-за низкого порога вхождения. И хотя все говорят, что SMM продает — это не совсем так. SMM — это не всегда про продажи, часто это про выстраивание вашего бренда. Поэтому, если у вас прокаченный и выстроенный бренд, налажена связь с аудиторией, то к вам будут приходить заявки с этого канала. Но продажи зачастую в SMM косвенны и их сложно оцифровывать.
Следующий нюанс: закончились деньги на контекст или SEO — этого никто не увидит, кроме вас. Прекратили работу с соцсетями — люди моментально реагируют. Наверное, с фирмой что-то не так, раз там не публикуется новый материал, а сообщения игнорируются.
Плюсы:
- большая аудитория;
- возможность общаться онлайн с клиентами;
- низкие финансовые и временные затраты на старте.
Минусы:
- неразвитая аналитика;
- сильная зависимость от модераторов сетей;
- временные затраты для поддержания активности.
Веб-аналитика
Вышеописанные инструменты в той или иной степени влияют именно на продажи и вы можете посчитать эффективность каждого канала. Как раз в этом ключе очень важен инструмент, который нельзя измерить финансовой выгодой напрямую ― это настройка сквозной аналитики.
Этот инструмент позволяет визуализировать динамику, рост или падение по всем каналам, куда вы вкладываетесь, и видеть, отбиваются ли вложенные средства. Особенно хорошо это работает с контекстной рекламой — смотрите, сколько у вас стоила каждая фраза и какова конверсия с этой фразы, понимаете, за что стоит платить, а что отключить.
Плюсы:
- дает прозрачную картину по вложенным средствам и отдаче;
- дает понимание, что можно улучшить для увеличения прибыли с сайта;
- дает понимание эффективности каждого канала.
Минусы:
- высокая цена за настройку;
- сложность в настройке полноценной сквозной аналитики.
Подведем итоги
Для того, чтобы ваш бизнес развивался, важно всегда держать руку на пульсе и постоянно анализировать:
- цены конкурентов,
- УТП конкурентов,
- систему лояльности,
- конверсию на сайте,
- конверсию в продажи,
- имидж вашей компании.
И самое главное: наилучшие результаты ― у тех, кто погружается в процесс с головой.
Смотреть видео
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.