Недавно мне предложили вести блог на сайте UMI.CMS. Не считая вежливым отказываться, я написал этот пост, в котором постарался дать кое-какие ответы на злободневные вопросы.
Да. Во-первых, позвольте представиться. Я - Дмитрий Кубай, генеральный и арт-директор студии «Чёрный Лис» (www.black-fox.ru), которая работает два года во Владивостоке и четыре месяца в Москве. Нет, мы не переехали (Боже упаси), а открыли там представительство.
Как веб-дизайн выживает на востоке России?
Вообще, число желающих устроиться на работу на рынке веб-дизайна в нашем городе заметно выросло. Я каждый день получаю на почту по несколько резюме программистов и дизайнеров... Показательно, что пишут сотрудники когда-то передовых студий Владивостока. Это говорит о том, что, скорее всего, не все веб-разработческие компании переживут кризис... в прежнем составе.
Наша студия держит свои позиции. Более того, в разгар кризиса мы открыли представительство в Москве, которое взяло неплохой старт и продолжает успешно работать. Людей сокращать я не собираюсь. Чтобы справляться с объемом работы на прошлой неделе я взял на работу еще одного художника и программиста. Тем не менее, наша стратегия - не раздувать штат. Лучше меньше, да лучше, как говорится. Сейчас у нас в штате 11 человек. Еще три за штатом для выполнения разовых работ.
Ситуация на приморском рынке веб-дизайна
Приморский рынок веб-дизайна считается наболее развитым относительно ДВФО, и больший вклад в эти показатели делает Владивосток.
Интернет-индекс Владивостока в декабре 2008 на Яндексе - 545 (11 место). В местном каталоге ресурсов около 80-ти разработчиков веб-сайтов, из которых наиболее успешными считется 4 - 5 компаний.
Вообще Приморский рынок веб-дизайна невелик, поэтому здесь большое значение имеет деловая репутация и личные связи. В таких условиях халтурить весьма неперспективно. Так, большинство наших приморских клиентов пришли к нам по рекомендациям.
По поводу цен. Я не берусь судить о том, какие сейчас цены на местном рынке, не анализировал. В сентябре прошлого года (на Приморском Интернет-форуме) некоторые разработчики называли 40 - 50 тысяч за сайт... Другие говорили, что и 700 тысяч - не потолок.
Наша студия в конце прошлого года работала на уровне в среднем 250 тыс. рублей за заказ. Однозначно, далее цены будут корректироваться в сторону повышения. Я понимаю, что многих приморских клиентов такие цены могут лишить оптимизма, но во-первых, студия не может работать ниже себестоимости, а во-вторых, думаю, мы найдем общий язык с клиентами, т.к. у многих ситуация аналогичная.
В чем успех нашей студии? (Вопрос Маргариты Деминской)
Пытаюсь найти какие-то конкретные ответы на вопрос, в чем успех нашей студии... Вопрос непростой. Автоматически напрашивается такой ответ, что всё в комплексе и всё взаимосвязано. Тут же возникает вопрос, а успех ли это или только начало? Скорее второе. Все же попробую сформулировать это так: наша студия обладает кое-каким потенциалом на рынке веб-дизайна, возможно, потому что:
- Мы реально страдаем перфекционизмом. Это хорошо, потому что ну не позволяет совесть выпустить в свет некачественный продукт. И это плохо, потому что пока мы переделываем и «доводим до ума», клиент вынужден ждать.
- Мы уделяем внимание художественной стороне дизайна больше, чем многие. Искренне верим, что иллюстрация может выразить гораздо больше, чем гора текста. Как правило, мы начинаем работу не с построения сетки, а с поиска сюжета. Над иллюстрациями, иконками, элементами дизайна сайтов у нас работают свои профессиональные художники, в то время как другие отдают эту работу фрилансерам.
- Мы постоянно отслеживаем, что делают зарубежные разработчики. Впечатляемся, анализируем... То есть стараемся работать с учетом передовых тенденций в веб-дизайне.
- Мы предлагаем отличную систему управления сайтами (догадайтесь какую ?), в то время как другие до сих пор работают на самописных. Это значительно сокращает время работы над программной частью веб-сайтов. Это позволяет нам сосредоточиться на графике и дизайне, в то время как другие пишут горы кода.
- На московском рынке нам помогает элементарно геоэкономика. У нас просто ниже себестоимость, в первую очередь за счет разницы в зарплате специалистов. А это львиная доля наших издержек. Поэтому, даже обеспечив по местным меркам хорошую зарплату, на московском рынке мы можем предложить более конкурентноспособные цены.
«Терновый куст - мой дом родной»
На последок хочу сказать о кризисе поговорками:
«Любишь медок? Люби и холодок»
Ребята, времена залипона за большие деньги кончились, да и за маленькие - тоже. Клиенты становятся более разборчивыми и теперь будут семь раз думать прежде чем доверить кому-то свой секвестированный бюджет. Поэтому те, кто неоправданно завышает цены и делают некачественный продукт, рискуют кануть в лету.
«Глаза боятся, руки - делают»
Да, возможно создается впечатление, что вокруг всё рушится. Да, страшно, но работать-то надо. Более того пока остальные думают о выживании, думайте о развитии. Мы думаем, и как-то легче на душе становится, и клиенты к нам идут.
«Не так страшен чёрт, как его малюют»
Мир пережил и не такое. С колен поднимался. Поэтому и мы переживем.
Всем успехов!
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.
Спасибо за статью.
Скажи, а вы и сейчас легко продаете сайты по 250К во Владивостоке? Или это ваши московские цены?
Легко ли?.. Ну как-бы, во Владивостоке и Москве на конец февраля у нас договоренности о начале нескольких проектов... Где-то уже твердые, где-то еще идут переговоры о точной стоимости.
А сейчас сотрудники студии работают почти в авральном режиме, чтобы успеть выполнить текущие заказы к началу новых.