Как составить идеальное техническое задание?
Возможно, мой ответ вас не очень порадует, но никак. Потому что идеального технического задания не существует! А всё потому, что каждое ТЗ слишком индивидуально. Оно зависит от специфики задач, клиентов, подрядчиков, особенностей бизнеса и рынка. Но я всё же постараюсь эти нюансы обобщить и дать общие рекомендации.
Зачем вообще нужно ТЗ?
Во-первых, оно защищает интересы заказчика и исполнителя. Потому что с одной стороны, исполнитель может не доработать, с другой — заказчик часто перебарщивает со своими запросами. Во-вторых, ТЗ позволяет представить и структурировать идеи для сайта. А благодаря прототипу — дать заказчику ясное представление о том, как будет выглядеть сайт в конечном итоге, и как будет работать каждый его элемент. Кроме этого, техзадание существенно упрощает работу программиста, ускоряет запуск проекта за счет отсутствия непредвиденных хотелок и сокращает бюджет.

Правильно ставим задачу разработчикам
Многие веб-студии высылают заказчику собственные брифы. И зачастую там можно встретить довольно странные вопросы, например «опишите контент-стратегию на ближайшие три года». От такого вопроса заказчик запросто может войти в ступор. «Какую маркетинговую стратегию?! Я медицинское оборудование продаю. И, кажется, мне нужен сайт, чтобы увеличить поток клиентов и прибыль». Поэтому, если вы не понимаете вопросы из брифа — выкиньте его нафиг. Кривые анкеты и брифы — это зло.

Напишите лучше эссе. Опишите то, что хотите, своими словами:
- откуда вы и давно ли на рынке,
- чем занимаетесь и кто ваши клиенты,
- есть ли старый сайт и нужно ли что-то оттуда сохранить,
- зачем вам новый сайт,
- нюансы и хотелки (интеграция с 1С, online-оплаты и т.д.).
А ещё — обязательно поищите примеры сайтов, которые вам нравятся. Например, здесь нравится структура сайта, а здесь классно представлен каталог товаров и т.д. Это в значительной степени облегчит разработку.

Внимательно изучаем прототип сайта
Что такое прототип? Это блок-схема, переведенная в электронный формат. Прототип позволяет понять, как будут взаимодействовать те или иные элементы и как в конечном итоге будет выглядеть сайт. Самый простой вариант — взять лист бумаги и нарисовать: здесь у нас будет логотип, а здесь телефон компании, вот тут будет кнопка «авторизация в личный кабинет», меню будет здесь и в нем будут такие-то пункты.
Внимательно изучите прототип, который предоставил вам разработчик и не стесняйтесь задавать вопросы. А как эта страница будет выглядеть на планшете? А на телефоне? А что будет, если нажать на эту кнопку? А эта область будет редактироваться из CMS? А по какой логике тут будут выводиться товары / новости / акции? А что будет, если нажать на кнопку «Купить» — товар переместится сразу в корзину, появится поп-ап окно или появится анимация с надписью «в корзину добавлено». Обязательно уточните все непонятные моменты.
Общие рекомендации
И, наконец, приведу общие рекомендации по составлению техзадания:
- техзадание — это неотъемлемая часть, приложение к договору,
- прототип — неотъемлемая часть техзадания,
- техзадание описывает логику работы каждого элемента сайта и отсылает на прототип,
- техзадание должно охватывать и панель управление сайтом.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.