Друзья, привет!
В скором времени нас ждут радикальные законодательные изменения по работе с кассовыми аппаратами. В последнее время мы всё чаще получаем вопросы от клиентов и партнёров на тему, что делать с нововведениями, поэтому ниже я постараюсь всё объяснить. Если коротко: без паники, всё под контролем, мы знаем, что делать и расскажем вам!
Что такое ФЗ-54?
С 1 июля 2017 года все продавцы (онлайн и оффлайн) обязаны использовать кассы с функцией передачи электронной версии чеков в налоговую. Для плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патенте есть послабления. До 01.07.2018 ЕНВД и Патент может не применять ККТ (контрольно-кассовую технику). Возможность использования ЕНВД продлено до 01.01.2021. До 01.02.2021 ЕНВД и Патент может продолжать работать с бланками строгой отчётности или пробивать чеки, НЕ указывая товарные позиции. Конечно, речь идёт только о продажах физическим лицам.
Что будет, если проигнорировать нововведения?
Будут штрафы:
- Штраф на директора организации, а также на ИП — 25–50% от суммы, на которую вы продали без применения онлайн-кассы (но не меньше 10 000 рублей).
- Штраф на ООО — 75–100% суммы, полученной без применения онлайн-кассы, но не менее 30 000 рублей.
Если вы продаёте без юридического лица, закон вас не коснётся?
Если вы привлечёте внимание налоговой или на вас подадут в суд, и при этом вы не будете оформлены как юр.лицо, будет только хуже. Вы попадёте под влияние сразу трёх кодексов РФ: административного, налогового и уголовного. Как вы понимаете, ничего хорошего в таком случае ждать не может.
Во сколько обойдётся ФЗ-54?
Согласно закону, продавцам понадобится новое аппаратное кассовое оборудование с поддержкой передачи данных в Федеральную Налоговую Службу (ФНС). Некоторые модели касс можно модернизировать, некоторые остаётся только заменить. Цена новой кассы составляет в среднем 20 000 – 25 000 рублей. Для интернет-магазинов в продаже вот-вот появятся новые кассовые аппараты без чекопечатающей машинки для учёта онлайн-платежей. Они будут стоить около 15 000 рублей.
Кассовое оборудование нужно зарегистрировать у оператора фискальных данных (ОФД). ОФД — это организация, которая занимается передачей данных из вашей кассы в налоговую и отбивкой чека клиенту. На текущий момент работает всего 5 таких организаций. Стоимость услуг ОФД составляет 3000 рублей в год за одну кассу.
Крайне рекомендую не затягивать с переходом на новые кассовые аппараты и регистрацией в ОФД, т.к. ближе к июлю там будет столпотворение (у нас же все всё оставляют на последний момент).
ФЗ-54 и интернет-магазины
Клиент интернет-магазина может оплатить несколькими способами:
- онлайн на сайте с помощью банковской карты, qiwi или электронных денег,
- курьеру,
- в пункте самовывоза наличными или картой.
Из всех этих сценариев сайт отвечает только за online-оплату.
При каждой оплате продавец обязан сразу же прислать данные в налоговую и выслать клиенту чек с помощью SMS или на email (кстати, при «живой» продаже в обычных магазинах электронный чек не отменяет необходимость предоставить клиенту бумажный чек). Если клиент оплачивает покупку в точке самовывоза или курьеру, то обычно используется бэк-офисное ПО, встроенное в терминал курьера или кассу в пункте самовывоза.
Оплата наложенным платежом Почте России или ситуация, когда продавец пользуется услугами аутсорсинговой курьерской службы/точек самовывоза, пока никак не урегулированы ФНС. Мы следим за ситуацией и расширим инструкцию, когда что-то станет известно.
А если предлагать клиенту в офлайн-магазине оплатить по карте через интернет-магазин?
Казалось бы, отличная идея: клиент выбирает товар в точке продаж в вашем же интернет-магазине на CMS, которая интегрирована с кассой, оплачивает картой онлайн и получает товар. Только вот вводить полные данные своей банковской карты на планшетах или компьютерах магазина, где может быть установлен записывающий данные экрана и клавиатуры софт, очень небезопасно для клиентов. Да и по закону в оффлайн-магазине обязан иметь POS-терминал и выдавать «физический чек». Так что — увы.
Как реагируют разработчики CMS
Про грядущие изменения мы знаем ещё с лета 2016 года, но на тот момент планировалось, что за соблюдения ФЗ-54 по электронным средствам платежей будут отвечать платёжные системы. Ближе к концу года последние умыли руки и оставили всё на владельцев магазинов. Значит, этот вопрос нужно решать нам с вами.
Некоторые разработчики CMS начали самостоятельно интегрироваться с кассовыми терминалами и писать свой софт для стыковки кассового терминала и сайта. Вот несколько причин, почему это не самый правильный путь:
- разработчики CMS - это относительно некрупные компании, которые могут выделить на разработку интеграции команду в «полтора землекопа»;
- кассы работают с Windows, а CMS — на базе Linux. Получается, нужно писать стыковочное ПО под Windows и уже его интегрировать с кассами. Под какой именно Windows писать :) ? Там есть разрядность, версии, номера сборки и т.д.;
- кассовых терминалов великое множество, и в каждом из них свои драйверы, т.е. производитель CMS реализует интеграцию максимум с десятками моделей и на этом перестанет заниматься развитием интеграции;
- не исключено, что драйвера кассовых терминалов будут обновляться, а следовательно разработчик CMS вновь должен поднимать для себя непрофильное направление разработки под Windows и обновлять ПО или же отказываться от поддержки данной модели терминала;
- как стыковать сайт, подключенный к кассовым терминалам по онлайн-оплатам и другие способы оплаты, т.е. наличные курьеру, картой в пункте самовывоза и т.д.? При этом при «живой» продаже вы будете должны выдать физический чек данному клиенту;
- в работе касс есть чуждые для e-commerce нюансы, а именно скорость печати чеков, скорость отправки данных в ФНС, Z-отчёт, возврат денежных средств и т.д. Теперь вспомним, что клиент может купить не только через сайт, но и придя в один из магазинов или оплатив курьеру... CMS — это не бэкофис-система, это система управления сайтом. Вести в ней складской учёт и бухгалтерию нерационально.
Как делать правильно и соблюдать ФЗ-54
Используйте для ведения всей бюрократии специализированный софт. Знаете самую крупную в нашей стране компанию, отвечающую за разработку бэк-офиса? Это «мать» отечественной разработки софта — Фирма 1С, со штатом программистов в разы больше, чем у всех CMS-производителей вместе взятых. В 1С уже реализована интеграция с большим количеством терминалов (вот список поддерживаемых терминалов, и он постоянно пополняется).
Если у вас уже есть offline-точка (магазины, офисы, склады и т.д.) и вы используете 1С, то удостоверьтесь, что она обновлена до последней версии — в ней есть модуль стыковки с целой кучей новых кассовых терминалов.
Если бэк-офис системы нет, то рекомендуем использовать 1С: Управление Небольшой Фирмой (УНФ), стоимостью 4100 рублей. УНФ — это решение для автоматизации оперативного управления на предприятиях малого бизнеса. Вы получаете поддержку интеграций с кассами от 1С и бэк-офис систему в придачу. Если бэк-офис не нужен, то систему можно использовать просто как модуль (прослойку) для работы сайта, курьеров, розничных точек продаж и т.д. с кассами. Даже к базовой версии УНФ вы можете подключить сколько угодно кассовых аппаратов, система будет автоматически балансировать нагрузку между ними.
Если вы используете какую-то другую систему учёта у себя в компании, где реализована интеграция с кассами, то UMI.CMS может передавать данные о заказах по ФЗ-54 посредством XML.
Если нет возможности интегрировать свою текущую систему учёта, то используйте УНФ просто как модуль для интеграции кассы и сайта. Поставьте систему на Windows-компьютер, подключите кабелем кассовый терминал, подключите терминал в самой УНФ, отключите у компьютера режим сна, обеспечьте компьютеру выделенный IP-адрес (чтобы ваш сайт знал, куда отправлять заказы). Profit!
Кроме интеграции с 1С:Управление Небольшой Фирмой, UMI.CMS имеет «коробочную» интеграцию с 1С:Управление Торговлей, 1С:Комплексная Автоматизация и 1С:ERP.
Резюмируя: порядок действий для соблюдения ФЗ-54
- Обновляем или покупаем новые онлайн-кассы.
- Регистрируем их в ОФД.
- Обновляем или устанавливаем 1С.
- Подключаем сайт к 1С.
- Настраиваем в 1С логику работы кассовых терминалов в связке с сайтом.
Если потребуется помощь в интеграции/настройке всей это истории, к вашим услугам партнёрская сеть UMI.CMS, где вы можете организовать тендер сразу по большому количеству подрядчиков и сравнить цены.
И напоследок: инструкция по модернизации старых кассовых аппаратов
- Провести ревизию имеющихся касс и узнать у производителя, можно ли их модернизировать.
- Узнать, работает ли оператор фискальных данных (ОФД) с данной кассой.
- Заключить договор с ОФД.
- Снять с учёта кассу в старом порядке.
- Модернизировать кассу, снятую с учёта. После модернизации это будет уже новая модель кассы. Во избежание сложностей с регистрацией ККТ, рекомендуем проверять наличие как самой ККТ, так и входящего в её состав фискального накопителя в реестре ККТ, который опубликован на сайте ФНС России.
- Зарегистрировать новую кассу в налоговом органе.
Если приобретается новая онлайн-касса, то следует также проверить наличие данной техники в реестре ККТ, заключить договор с ОФД и зарегистрировать данную кассу в налоговом органе.
P.S.: сами же мы для себя поставим базовую УНФ на сервер, подключим к ней две кассы без чекопечатающих машинок и состыкуем со своими сайтами.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.
Когда я купи л лицензию юми, мне пришлось внедрять яндекс через "заднее крыльцо, через товаровед", то есть через Клин-код (за что им спасибо, но только за это, потому что их косяки сейчас разбирают другие люди). ну да ладно, вернемся к нашим "баранам".
На сегодняшний день, только 1 агрегатор предлагает толковое решение ---
(https://kassa.yandex.ru/blog/receipt)
Говорю еще раз: следите за интеграцией, делайте для владельцев лицензии юми ее (интеграцию) бесплатно, поддерживайте работу с кассой.
Больше у вас не осталось преимуществ даже перед халявными CMS
https://vk.com/shopctrlkassa
https://kassa.shop-ctrl.ru
https://vk.com/shopctrlkassa
https://kassa.shop-ctrl.ru