«Почему разработка сайта стоит так дорого?» и «Почему у вас дороже/дешевле, чем у них?» — эти вопросы уже давно стали риторическими. «Продажники» студий отвечают на них утверждениями и объяснениями, зачастую больше похожими на попытку уйти от понятного ответа. Почему же такой важный для продажи услуг студии вопрос оказывается таким сложным? Попробуем разобраться.

Какие факторы и составляющие веб-проекта оказывают ключевое влияние на формирование его общей стоимости?
       Стоимость сайта  

Сметы по разработке интернет-проектов содержат перечень этапов работ, сроки и стоимость. Т.е. заказчик покупает у студии продукт с конечной стоимостью и длительностью реализации.

Но для точной оценки сроков и объемов работ, необходимо:

  1. точно и однозначно определить все задачи, которые необходимо будет исполнить;
  2. точно предвидеть количество и длительность итераций возможных правок на стадии приемки работ заказчиком;
  3. точно сформировать ресурсный план по исполнителям, чтобы избежать пересечений с другими проектами/задачами;
  4. иметь резервирование ресурсов, способных подключиться к этапу/задаче на любой из стадий, в случае потери какого-либо из запланированных ресурсов.

Лишь при наличии гарантий по всем этим факторам, работы будут выполнены в заявленные сроки с заявленной стоимостью. Это возможно в случае однотипных поточных задач и хорошо составленного договора, но это будет уже не студия, а фабрика по производству шаблонных решений с типовым функционалом.

Как правило, студиям приходится решать уникальные задачи — оригинальный дизайн, нетиповой функционал, индивидуальные бизнес-процессы заказчика, особенные пожелания с нечеткой постановкой задачи и т.д.

Деятельность студии фактически состоит из:

  1. проектирования (процесс) — на этой стадии в несколько итераций разрабатываются детальное техническое задание, требования к дизайну (визуальная концепция, сетки страниц, сценарии интерактивных элементов, и т.д.), определяются различные особенности проекта и т.п.;
  2. производства (продукт) — на этой стадии исполняется все, что было четко определено на стадии проектирования.
    Рабочий процесс 

Так или иначе, заказчик платит за время, затраченное людьми на его проект.

К примеру, небольшая «белая» студия в Москве, состоящая из 15-20 сотрудников с ежемесячным бюджетом около 2 млн.руб. в месяц (ФОТ, налоги, аренда, накладные расходы, запланированная прибыль), способна качественно вести и разрабатывать до 10 проектов в течение одного месяца. Чтобы обеспечить эту студию достаточным уровнем дохода, каждый проект находящийся в работе должен в среднем принести 200 тыс.руб за каждый месяц, в течение всего срока работы над проектом — это и есть себестоимость процесса этой студии.

Себестоимость процесса — термин, редко использующийся в IТ-индустрии. Определяется как отношение среднемесячного бюджета студии к пропускной способности в течение одного расчетного периода. Расширение пропускной способности влечет увеличение расходов, в связи с чем сумма расходов непосредственно влияет на пропускную способность студии.

Допустим, эта гипотетическая студия разрабатывает вот такой проект для крупного заказчика:

Проектирование — 3 раб.недели:

  1. 1 день — встреча, протокол встречи;
  2. 2 дня — составление/изменение проектного задания;
  3. 2 дня — заказчику на ознакомление/дополнение;
  4. 1 день — повторная встреча, протокол встречи;
  5. 2 дня — составление/изменение проектного задания;
  6. 2 дня — заказчику на ознакомление/дополнение;
  7. 2 дня — финальные правки проектного задания;
  8. 3 дня — заказчик утвердил проектное задание.

Составление технического задания — 2 раб.недели:

  1. 5 дней — описание интеграции с 1С, описание работы модулей сайта, описания функционала личных кабинетов с системой управления заказами;
  2. 5 дней — заказчик утвердил техническое задание;

Дизайн концепция — 3 раб.недели:

  1. 5 дней — две дизайн концепции с учетом проектного задания и технического задания (свойства модулей);
  2. 5 дней — заказчик выбрал одну дизайн-концепцию, но выдал свои правки;
  3. 2 дня — изменение дизайн-концепции с учетом правок заказчика;
  4. 3 дня — заказчик утвердил дизайн-концепцию;

Дизайн экранных форм — 2 раб.недели:

  1. 5 дней — отрисовка 20-30 экранных форм и внутренних страниц;
  2. 5 дней — заказчик утвердил экранные формы;

Верстка — 2 раб.недели; Программирование — 4 раб.недели:

  1. 10 дней — программирование модулей
  2. 5 дней — интеграция с 1С-базой заказчика
  3. 5 дней — заказчик отладил экспорт своего каталога

Тестирование и внесение SEO-рекомендаций — 1 раб.неделя:

  1. 2 дня — внесение контентных рекомендаций по результатам seo-аудита
  2. 3 дня — финальное тестирование и исправление мелких недоработок

Итого: 16 рабочих недель = 4 месяца = 800тыс.руб.

Заметим, что заказчик, являясь крупной компанией, на этом проекте вполне оперативно реагирует, быстро согласовывает и принимает результаты по этапам работ.

В итоге, временные интервалы распределились примерно так:

  1. Производство: 7.5 недель (дизайн + верстка + программирование)
  2. Заказчик / PM: 5.5 недель (утверждения, согласования)
  3. Проектирование: 2 недели (проектное задание и ТЗ)
  4. Тестирование: 1 неделя

Если заказчик, к примеру, продлит этап проектирования на одну итерацию, затянет процедуру утверждения дизайн-концепции всего на 5 дней (например – у него много согласующих лиц внутри компании), а еще всего лишь на 5 дней задержит финальную приемку проекта, общая длительность проекта увеличится на 4 недели, что приведет к увеличению стоимости проекта уже до 1 000 000 руб.

Иллюзия ничегонеделания.
         Отдыхающие панды 

То, что в студии ничего не происходит пока проект находится на стороне заказчика, и поэтому можно в работу брать еще проекты — это иллюзия! На незавершенных этапах существуют неявные процессы — аккаунтинг, ведение проекта, а еще есть риски возникновения дополнительных итераций и появления незапланированных работ, что приводит к очень дорогим накладкам в ресурсных планах.

Завершение работы по этапу происходит не с «перебрасыванием мяча» на сторону заказчика, а только с закрытием актом выполненного этапа работы. Не закрытый актом этап является для студии причиной кредиторской задолженности и негативными финансовыми результатами. Поэтому, до получения закрывающих актов, каждый этап и весь проект в целом, все еще находится в процессе работы и приносят финансовые расходы студии.

Рисками студии являются несвоевременное согласование/приемка работ и изменение количества итераций заказчиком по какому-либо из этапов. Как правило, все опытные студии закладывают эти риски в стоимость проекта еще на этапе первичного коммерческого предложения.

Какие этапы исполнения веб-проекта являются наиболее ресурсоемкими для студии?

Конечно, у каждого проекта и у каждой студии показатель ресурсоемкости свой. Но как показывает практика, наиболее ресурсоемкие этапы — те, в которых есть зависимость от действий или принятия решений заказчиком. Особенно, если лицо, принимающее решения, не в непосредственной доступности менеджера проекта. Это создает угрозу растягивания проекта во времени, многократным итерациям исправлений (технического задания, сеток страниц, дизайн-макетов, графических элементов, и пр.), а также усложняет утверждение и приемку выполнения работ.

Эти проблемы особенно характерны для начальных стадий работы на проекте — проектирование, разработка дизайн-концепции, и т. п. Заказчик, который решил потратить крупную сумму денег на интернет-проект, хочет максимально наполнить свой проект функционалом и разными фишками, которые сделают его отличным от других. При этом главная проблема — страх заказчика принять неправильное решение. Для того, чтобы его победить, большинство заказчиков готовы нерационально тратить не только свое время, но и время студии.

По статистике, на начальном этапе формулирования проекта, определения функционала и разработки дизайн-концепции участвуют наиболее компетентные люди — архитектор, арт-директор, маркетолог, аналитик, seo-консультант, менеджер проекта, и т. п. Их участие на проекте имеет основную роль, требует максимальную ответственность и соответственно создает основную затратность.

Насколько может отличаться цена на исполнение одного и того же проекта у различных веб-студий? С чем это связано?

Цена на исполнение одного и того же проекта у разных компаний, из примерно одного сегмента, может значительно колебаться из-за множества факторов. Если не брать во внимание демпинг и явную конкурентную борьбу, то различие стоимости может быть обусловлено:

  1. наличием у компании свободных ресурсов в этот период времени;
  2. отличающимися компетенциями и наработками в решении именно таких задач;
  3. разными показателями себестоимости процесса;

Стоимость исполнения одного и того же проекта у студий, способных выдавать результат схожего качества, могут отличаться в разы. К примеру, если у одной компании вполне обоснованный бюджет на проект корпоративного сайта составит около 2 млн.рублей, то бывает, что аналогичный по объему и качеству проработки проект может быть хорошо сделан другой компанией менее, чем за 1 млн.рублей. Разница — больше, чем в два раза!

Насколько корректно выбирать студию-разработчика, ориентируясь, в первую очередь, на стоимость и сроки исполнения проекта?
        Выбор веб-студий 

При выборе среди студий-разработчиков легкомысленно ориентироваться лишь на сроки и стоимость. В первую очередь, необходимо оценивать полноту и детализацию поступившего предложения. Наиболее подробное, отражающее суть требуемого решения, предложение — залог того, что студия готова взять на себя ответственность за исполнение работ в заявленном объеме.

Сами по себе цена и длительность не являются показателем ни качества, ни классности, ни ответственности. Возможно — амбиций, возможно — глупости. Но для студий, уже научившихся корректно оценивать свою себестоимость, цена и длительность — показатель первичной оценки рисков.

Для того, чтобы оценить относительную нормальность предлагаемой заказчику цены, попробуйте общую стоимость предложения разделить на количество месяцев и взять от этого числа 25-30% (средняя доля расходов непосредственно приходящаяся на производственные ресурсы в общем бюджете компании) — вы получите ориентировочный уровень зарплат производственников в той компании. Если получится сильно меньше, чем 30-35 тыс.рублей, просто подумайте — кто в Москве работает за такие деньги? Неплохо, если этот показатель окажется в пределах от 45.000 до 80.000 рублей. Например, при заявленной общей стоимости проекта 300.000 руб. и длительности работ 4 месяца, получается, что работать на проекте будут специалисты с зарплатой 18.750 руб. в месяц. Вы уверены, что дизайнер, верстальщик или программист с таким уровнем заработной платы окажется достаточно квалифицированным, чтобы хорошо исполнить ваш проект?

Какой вывод можно сделать из всего этого?

Как и в любом другом деле, требующем индивидуального решения, стоимость разработки сайта будет определяться каждый раз заново. Однако студии, обладающие достаточным опытом и компетенциями, могут обосновать свои финансовые запросы для реализации конкретного проекта наиболее реалистично.

Читайте также:

Категории

Теги

exchange 28 Обмен данными 1C Интеграция с 1С версии UMICMS технологии модуль хостинг юмихост umihost UMI партнеры продукты UMI мероприятия UMICMS рейтинг MySQL разделение баз данных Кейсы обзоры маркетинг developer программинг менеджмент xslt документация шаблоны Служба Заботы маркетинг веб студии москва UMISummit события umisummit лицензии новинки UMI Edu UMI Cloud business облако тегов кастомы uwdc Челябинск разработчики конференция Конкурс UMIRU видео flash actionscript каталог анимация техподдержка tpl local scope macro кейсы итоги года SAPE seo мероприятие рынок веб разработки экономика Алексей Самойлов Сергей Котырев KINETICA CMS Сибирская интернетнеделя UMIWorkshop интернетмагазин интернет-магазин интернет магазин интернет-маркетинг акция Золотой сайт umi_workshop партнерская_программа партнерство стратегия highload РуПромо Машков версия 2_7 кэширование скорость стихи день рождения статьи пресс конференция версия 2_5 Edit_in_Place онлайн платежи кризис достижения CeBIT внедрения umi cms блоги верстка релиз EditInPlace изучение Юми создание модуля модули ReMIX UMI_CMS_Net iPhone XML драйвер как убрать лампочку форма обратной связи языковые версии CMS Pistols музыка UMICMS 28 удобство юзабилити usability user experience интерфейсы CMS Eye tracking ай тракинг usability test UXRussia управление сайтом RIW Russian internet week Softool выставки интернет клиенты сайты umisound cms pistols РИФ 2011 Tagline качество 2012 UMISound Полюса Илья Разин Марат Машков

Авторы блога